Дольмен «Джугба»

Дольмен «Джугба»

Выделяемый А.Д. Резепкиным и В.А. Дмитриевым Туапсинский район концентрации дольменов, является центральным для дольменной культуры, как географически, так и по богатству и разнообразию типов конструкций дольменных памятников.

Только здесь представлены все типы и виды дольменов, в том числе не встречающиеся в других районах дольменной культуры – ложные монолиты, комбинированные дольмены, дольмены с двумя фасадами и входами, как ложными, так и настоящими.

Именно здесь находится один из крупнейших плиточных дольменов России.

Дольмен «Джугба» представляет собой уникальный памятник древней культовой мегалитической архитектуры Кавказа III тыс. до н.э. Исключительно оригинальная конструкция, размеры и степень сохранности выделяют этот памятник не только среди многочисленных дольменов Кавказа, но и, без преувеличения, мегалитов мира.

Архитектурное своеобразие этого дольмена было отмечено большинством исследователей кавказских мегалитов, а его описание было включено практически во все обобщающие работы о дольменах Кавказа, опубликованные в России и Западной Европе.

В 1871 году памятник посетил известный кавказовед Ф. С. Байерн, опубликовавший краткое описание и рисунок дольмена. Этот рисунок является самым ранним известным изображением дольмена в Джубге. Байерн, так же сделал предположение, что дольмен служил «прибрежным шапсугам сторожевою будкою, для чего часть стены ими разрушена».

Оригинальный рисунок

В 1886 году графиня П. С. Уварова, пораженная размерами и своеобразием памятника, частично расчистила внутреннее пространство двора дольмена, а также составила описание памятника:

«Дольмены, расположены на правом берегу р. Джубга среди глухой растительности, на холмах, недоступных весенним водам, приблизительно шагах в четырех (четырехстах? — скорее всего описка) от реки и версте от взморья, на земле, принадлежащей генералу Астафьеву. Больший из этих дольменов, рисунок которого воспроизведен Байерном и Сизовым, расположен на самом обрыве холма, лицом к реке, и отличается гигантскими размерами. С лицевой его стороны (т.-е. со стороны плиты с круглым отверстием) пристроен двор овальной формы, обнесенный двумя рядами обтесанных глыб серого песчаника, положенных без цемента таким образом, что пазы второго ряда приходятся посредине камней первого. Верхний ряд камней сброшен, но так как за громадностью и тяжестью камни эти не могли быть свезены, то они и до сих пор находятся у подошвы холма и могут быть легко измерены. Все они приблизительно длиною в 3 аршина, 2 вершка, высотой в 1 аршин, 7 вершков. Двор в глубину имеет 8 аршин, 3 вершка, шириною же он во всю богатырскую хату, т.-е. 5 аршин, 2 вершка. Сама хата сложена из 5 громадных песчаных плит, установленных в паз на 6-й нижней, имеющей в толщину 9 вершков и выходящей из-под стенок дольмена спереди на 1 аршин, сзади на 1,5 аршина. Все плиты приблизительно толщиной от 6 до 10 вершков. Пазы врублены глубиной в 1 вершок и шириной в 6, что разумеется, недостаточно для таких громадных и тяжелых плит, но имело также смысл при постройке, ибо при большом углублении пазов, легко было бы ожидать скорейшей порчи или надтресканья каменных стен. В виду того, что пазы эти не могли служить единственной скрепой стен, с северной и южной его стороны привалены к нему огромные каменные глыбы, которые спирая его с двух сторон, придают особый устой этой гигантской постройке. Дольмен представляет вид продолговатого четвереугольника и имеет в ширину 4 аршина, в длину 3¼ аршина, в вышину 2 аршина, 9 вершков (внутри). Верхняя плита толщиной приблизительно в 10 вершков, широко выступает над стенами. Имеет она ширины 5,5 аршина и длины 6 аршин. Вдоль задней стены в которой пластуны (казаки) проделали с левой стороны широкую дверь, находится плита в виде прилавка, шириной в 13 вершков, длиной в 1 аршин, 7 вершков и толщиной в 5 вершков. Боковые стены имеют длины 5,5 аршин и выступают, весьма незначительно с задней стороны и на целый аршин с передней, со стороны которой, благодаря выступу нижней и верхней плиты, образуют довольно значительный навес. В передней стене круглое отверстие, проделанное ¾ аршин над землею. Пластуны, жившие в хате, обратили его в печное отверстие и пекли в нем хлеб. В правой стенке проделано четвероугольное окошечко, но оно так же принадлежит к позднейшей работе тех же пластунов. На нижней плите с передней стороны, весьма ясно обрисовывается паз, вероятно заготовленный при постройке и впоследствии не употребленный. Направление постройки СЗ-СЮ. Двор был по самый верх засыпан землею, перемешанной обломками камней и плит; земля эта была вынута нами до самого основания; ближе к грунту нашлись несколько звериных костей и три красненьких черепочка; земля оказалась более черной, ни вещей, никаких других следов погребенья или жилья нельзя было заметить. Единственная интересная находка среди множества вынутой щебенки со двора, это — каменная пробка от круглого отверстия из белого песчаника, с головой в виде гриба, с выпуклостью насередине; вышина всей пробки 15 вершков, вышина головы 4 вершка; окружность стержня 1 аршин, 6 вершков; диаметр головы 12 вершков. Найдена она около самого отверстия, лежащею параллельно с передней стенкой. С задней стороны дольмена насыпано что-то вроде вала, состоящего из земли и щебня, сложенного под насыпью довольно правильными рядами».

Уварова также указывает, что неподалеку от данного дольмена ею были обнаружены еще несколько дольменов, два из которых она осмотрела (второй был развален, но был интересен «подробностями отделки передней плиты», а третий погружен в грунт, но состоял в нетронутом виде и обладал значительно бОльшими размерами).

К сожалению, я не располагаю сведениями о современном состоянии этих дольменов, и вообще — сохранились ли они…

Относительно пролома в стене дольмена — Уварова винит в его создании местных казаков.

Е.Д. Фелицын описал мегалит как «двойной дольмен» и считал его единственным памятником этого рода на Западном Кавказе. Кроме того, он предположил, что дворик с каменными стенами — есть позднейшая пристройка.

Замечу, что самому Евгению Дмитриевичу не довелось лицезреть мегалит, при описании он ссылается на данные Байерна и в своей монографии приводит его же иллюстрации.

Заметны неточности в рисунке: ошибочная форма дворика и остутствие входного отверстия

В 1889 г. хранитель археологического отдела Исторического музея (Москва) В. И. Сизов подправил и дополнил схему дольмена (новый план и профиль) и опубликовал рисунок дольмена, сделанный несколькими годами ранее фотографом Михайловым во время археологической разведки Черноморского побережья.

Фотография 1889 года

В период между 1967 и 1976 гг. дольмен в Джубге несколько раз посещал выдающийся исследователь древних культур Кавказа В.И. Марковин, выполнивший архитектурные обмеры. Рисунки Марковина зафиксировали сохранность памятника, близкую к современному состоянию, – со многими утратами, которых еще не было в последней трети XIX в.

Марковин отмечал, что еще в 1967 году дольмен использовался как сарай. Но все же, позднее пролом в задней стене дольмена был замурован, а прилегающая территория «облагорожена» и залита бетоном.

В 1976 г. дольмен осмотрел известный кавказский краевед, научный сотрудник Туапсинского музея М. К. Тешев. Им был составлен научный паспорт памятника.

В сентябре 2008 г. Западно-Кавказская экспедиция Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) под руководством В.А. Трифонова завершила масштабное археологическое исследование дольмена.

Чертежи и схемы дольменного комплекса по Трифонову

Исследование джубгинского дольмена было нацелено на всестороннее изучение функциональных связей между отдельными конструктивными элементами дольменного комплекса (дольмен — погребальная камера — двор — насыпь), а также особенностей их архитектурно-строительных решений.

По материалам исследования в самом общем виде архитектурный дольменный комплекс «Джубга» представляет собой окруженную насыпью мегалитическую гробницу, к фасаду которой примыкает огражденный каменной стеной круглый в плане двор.

Сам дольмен представляет собой трапециевидную в плане и почти прямоугольную в вертикальном сечении постройку, сооруженную из 6 крупных тщательно обработанных и подогнанных друг к другу песчаниковых плит. Выступающие за пределы фасадной плиты, торцы боковых плит, крыши и фундамента образуют портал, глубиной около 80 см. Дольмен ориентирован фасадом на ВЮВ, т.е. вниз по склону в долину реки Джубги.

Фундамент (пол), стены и крыша дольмена сооружены из массивных тщательно обработанных плит, толщиной 35–50 см, по внутренней поверхности которых выбиты пазы для их взаимной подгонки. В фасадной плите сделано овальное сквозное отверстие высотой 35 см и длиной 45 см.

Пробка от этого отверстия, обнаруженная П.С. Уваровой во дворе дольмена, до нашего времени не сохранилась.

Длина боковых стен дольмена около 3,70 м, высота у фасада — 2 м, высота противоположных сторон — 1,75 м, толщина плит — около 40 см. На наружной поверхности боковых плит — на участках, примыкающих к их фасадным торцам, выбиты вертикальные пазы, которые служили местом соединения боковых плит дольмена с блоками стены двора.

Погребальная камера в плане трапециевидной формы и имеет следующие внутренние размеры: ширина по фасаду 3,05 м, ширина у задней стены 2,63 м, длина боковых сторон 2,40 м, высота потолка у фасада 1,85 м, высота потолка у задней стены 1,70 м. Общая площадь камеры на уровне пола — 6,80 кв.м. Общий объем камеры — около 12,5 куб.м. К боковым плитам дольмена снаружи приставлены под углом массивные парные блоки контрфорсов.

К фасадной части дольмена примыкает огражденный стеной из каменных блоков почти круглый в плане двор диаметром около 4,5 м.

Дольмен в процессе расчистки

Стена двора сложена из массивных песчаниковых блоков, наружной и внутренней поверхностям которых придана кривизна, достаточная, чтобы составить из блоков каменное кольцо. Судя по пазам на стенах дольмена, рисунку Ф.С. Байерна и наблюдениям П.С. Уваровой, первоначально стена двора была сложена из блоков, уложенных в три яруса, но к настоящему времени сохранились только блоки первого (нижнего) и, частично, второго ярусов.

В ходе работ было установлено, что сооруженный из крупных тщательно обработанных блоков круглый в плане двор дольмена был сооружен одновременно с погребальной камерой и является частью единого архитектурного комплекса, а не поздней пристройкой, как полагали прежде.

Оригинальная конструктивная особенность фундамента стены двора состояла в том, что, вопреки ожиданиям, он был уложен не на горизонтальной, а на наклонной поверхности.

Разница в толщине фундамента у фасада дольмена и на его противоположной стороне позволила строителям одновременно компенсировать перепад высот склона и подготовить горизонтальную поверхность для первого (нижнего) яруса блоков стены двора. Плита пола дольмена была установлена после того, как были уложены блоки фундамента стен двора.

Внутренняя поверхность стены, за исключением центрального блока первого яруса была тщательно обработана пикетажем, в то время как их наружная поверхность была просто грубо оббита. На внутренней поверхности 5 из 13 сохранившихся блоков стены были вырублены обработанные пикетажем выступы округлой или овальной формы.

При расчистке двора было установлено, что верхний слой заполнения, мощностью до 40 см, состоит из гальки, перекрывает на 8–15 см слой утрамбованного суглинка с гравием, ниже которого залегал слой чистого желтого суглинка мощностью около 40–45 см.

Дольмен и примыкающий к нему двор со всех сторон окружает насыпь, общий диаметр которой сразу после завершения строительства составлял около 25м. Фасадную часть насыпи окружала подпорная стена высотой около 70 см, сложенная в несколько ярусов из крупных речных валунов.

Реконструкция дольменного комплекса с насыпью

Основу насыпи составлял суглинок, выбранный при сооружении котлована для фундамента дольмена, поверх которого был уложен слой речных валунов и обломков песчаника. Учитывая, что южная, менее поврежденная часть насыпи, достигает крыши дольмена и верхнего края блоков второго яруса стены двора.

А также очевидную грубость обработки наружной стороны блоков, явно не предназначенной для обозрения, можно уверенно утверждать, что первоначально насыпь достигала по всему периметру уровня верхнего края не сохранившегося третьего яруса блоков стены. Другими словами, край насыпи проходил почти вровень с верхом стен дольмена и двора.

При расчистке внутреннего пространства двора на поверхности самого большого блока первого яруса был обнаружен фриз с петроглифами. Блок был установлен прямо напротив входного отверстия в погребальную камеру дольмена.

Петроглифы были перекрыты слоем гальки, который заполнял двор и лежал поверх слоя строительных отходов, образовавшегося при обработке внутренней поверхности стены двора. Форма и характер обработки блока указывают на то, что, вероятнее всего, петроглифы были нанесены в период строительства дольмена.

Даже если это не так, совершенно очевидно, что петроглифы воспринимались как элемент, имеющий смысловую ценность: фриз с изображениями — единственный участок на всей внутренней поверхности стены двора, не затронутый финальной отделкой пикетажем и подтеской.

Изображения представляют собой фриз из шести расположенных в ряд фигур, ограниченный сверху и снизу узкими полосами границ естественной слоистости песчаника.

Технически все изображения выполнены в одном стиле и единой технике пикетажа (точечных ударов), вероятно, металлическим инструментом. С разной степенью уверенностью можно отождествить антропоморфное изображение, фигуры оленя, собаки и козлов.

Композиционным центром скорее всего является антропоморфная фигура, направо и налево от которой изображены животные — головами «от человека», но такой фигурой может оказаться и изображение оленя как наиболее крупной и тщательно проработанной.

Какую именно позу человека передает антропоморфное изображение, можно реконструировать только с изрядной долей вероятности. Изображение стоп фиксирует движение или разворот «вправо», при этом одна из рук согнута в локте в положении «на поясе». А вот как расположена другая рука — не ясно.

По характеру использования свободного пространства, составу и пропорциям изображений можно предположить, что весь фриз был выполнен одновременно и носит повествовательный характер, являясь иллюстрацией к древнему мифологическому сюжету, героями которого были человек, олень, собака и другие животные.

Дмитрий Дмитриев интерпретирует этот блок петроглифов следующим образом: рисунки отражают ритуал, проводимый на закрытом дворике дольмена.

По Д.Дмитриеву

Центральной фигурой композиции является человек. В правой руке он держит округлый предмет с кружком в центре. Вероятно, это бубен, одновременно символизирующий Солнце. Левая рука у человека согнута в локте и находится на поясе. Его ноги слегка согнуты в коленях.

По положению ног можно сказать, что человек пританцовывает. Возможно, перед нами шаман во время камлания (ритуального действия). По обе стороны от шамана находятся животные. Это его духи – помощники. Они помогают жрецу-шаману в путешествиях в другие миры.

Другая группа петроглифов была обнаружена на соседнем блоке первого яруса стены двора. Этот блок располагался снаружи стены и представлял собой дополнительную опору для самого большого трехметрового блока второго яруса, который не сохранился.

Петроглифы были выбиты на обработанном пикетажем торце блока. Маловероятно, чтобы они предназначались для постоянного обзора: во-первых, их можно было увидеть, только заглянув в относительно узкое пространство (около 35 см) между блоками; во-вторых, снаружи эти блоки однозначно были прикрыты насыпью.

Петроглифы представляют собой изображение пары обращенных «лицом» друг к другу антропоморфных фигур. Композицию можно описать как зеркально-симметричную, т.е. фигуры повторяют положение друг друга относительно вертикальной оси симметрии между ними.

Фигуры изображают антропоморфные существа без половых признаков, стоящие лицом друг к другу таким образом, что поднятая под прямым углом правая рука одного персонажа протянута к находящейся в таком же положении левой руке другого персонажа, в то время как соответственно левая и правая руки обеих фигур согнуты в локте в положении «на поясе».

Под протянутыми друг к другу руками каждой фигуры пикетажем показаны некие предметы вытянутой формы. В целом фигуры имеют признаки симультанного изображения, т.е. показа одновременно нескольких проекций формы (ноги фигур в профиль, плечевой пояс в фас) с разных точек зрения на плоскость.

В сюжетной интерпретации изображения следует отметить мотив «близнецов», но, не зная канвы мифологического сюжета, который стал темой изображением ритуального поединка, танца или приветствия.

По проводу «близнецов» Дмитриев выдвигает гипотезу, что петроглиф изображает акт Творения (у обеих фигур одна рука протянута навстречу другому персонажу, а другая – расположена на поясе, при этом фигуры что-то сыплют вниз). Движущиеся по кругу фигуры близнецов – это Творцы, сеющие семена Жизни.

По Д.Дмитриеву

По расположению рук и ног видно, что фигуры движутся в танце по кругу, по направлению движения солнца и луны.

Возможно, на круглом дворике дольмена исполнялся ритуальный танец Творения Жизни. Он мог также иметь отношение к воскрешению предков.

Дмитриев предполагает, что этот ритуал был тайнодействием, как и сами петроглифы, скрытые под землей. Дело в том, что круглый замкнутый дворик изначально был окружен стенами высотой выше человеческого роста и все, что могло происходить на дворике, являлось тайной для непосвященного.

И здесь, во дворике дольмена, входя в образ Солнца и Луны, бросая зерна (семена Жизни), жрецы могли проигрывать сцену изобильного урожая, плодовитости и благоприятной жизни в целом.

Еще один петроглиф был найден на внешней стороне того же блока, на котором были изображены «близнецы». Эта сторона блока была обработана только грубыми сколами, и на относительно ровном участке поверхности была выбита антропоморфная фигура примерно в том же стиле и технике, что и остальные антропоморфные фигуры дольмена.

Дмитриев рассмотрел здесь изображение глаза с истекающей слезой. Глаз обращен на юго-восток. По всей видимости, это правый глаз. В западной традиции правый глаз считается символом активного и солнечного начала.

Когда голова человека запрокинута назад и смотрит в Небо, то слеза будет истекать именно там, где она нарисована.

Возможно, изображением плачущего глаза жрецы выразили свое трепетное отношение к восходящему Солнцу, как к божеству.

По Д.Дмитриеву

Следует подчеркнуть, что петроглифы, судя по местам их расположения, не предназначались для обзора после завершения строительства.

Это может означать, что сакральным был сам процесс нанесения петроглифов и их неявное, но «вечное» присутствие на стенах дольмена.

Результаты радиоуглеродного датирования позволили предположить, что дольмен был построен приблизительно в третьей четверти III тыс. до н.э.

Трифонов сделал предположение, что судя по размерам, планировке и отделке дольменного комплекса, он выполнял функцию общественного сооружения — святилища и даже храма.

Сравнительные размеры дольмена

На блоке справа отчетливо видна выпуклость, возможно, перемычка при вытеске блока из породы

Покровная плита

Хорошо видно место заделки пролома в задней стенке

Отверстие, описанное Уваровой

Камера изнутри

Отверстие непонятного назначения в блоке ограды дворика

Еще одно

Дворик

В завершении скажу, что дольмен можно увидеть в поселке Джубга на территории заброшенного санатория Центросоюза, между турбазами «Джубга» и «Казачья застава». Расположен он недалеко от автобусной станции. И посетить его легко можно во время поездки на Черноморское побережье.

____________________________________________

В статье использованы материалы:

В. А. Трифонов «Дольмен Джубга на Черноморском побережье Кавказа» — Записки института истории материальной культуры РАН № 10, С.-Петербург, 2014

Д. Дмитриев, С. Фиалковская «Дольмены — тайна тысячелетий» — Новороссийск, 2009

 
Источник: dvernaya_moda

Каждый год группой исследователей мы проводим поездки к местам силы. Я приглашаю всех желающих прикоснуться к таинственным мегалитам и прочувствовать воочию их силу и энергии. С 19 июня 2019 по 28 июня 2019 приглашаем в путешествие на ДОЛЬМЕНЫ в Краснодарском крае!!!!! 

Во время нашего путешествия будут проводиться энергетические занятия, тренинг по целительству:

ТРЕНИНГ «КОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ» СУПЕР СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНИКИ ПОЛНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА В ЛЮБЫХ СИТУАЦИЯХ.

ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА И ОБУЧЕНИЯ ТУТ >>>

Отдых, экскурсии, погружения в Прошлые Жизни, волшебные часы, встреча у костра в день солнцестояния, ночлег в палатках на поляне в день фестиваля- успели ВСЕ!!!!! 

С любовью, Ванда Дмитриева!

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал YouTube прямо сейчас, и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Центра регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видео-трансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ !!!

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете… 

Лучший способ выразить благодарность автору — поделиться с друзьями!!!